agrodoctor (agrodoctor) wrote,
agrodoctor
agrodoctor

Categories:

Чему надо учить наших фермеров?

"Наших" - в данном случае имеется ввиду "украинских".
Украинский фермер сегодня, это как правило хороший специалист в выращивании, человек, интересующийся новинками технологии, трудолюбивый и предприимчивый, не боящийся рисков и не рассчитывающий на чью либо поддержку (и не выклянчивающий дотации, как в некоторых странах по соседству).
Со дня крушения СССР в нашей стране работает немало зарубежных структур, которые осваивают гранты, чему либо обучая фермеров.
Конечно среди них немало профессиональных "грантоедов", имитирующих бурную деятельность, но немало и тех, кто действительно хочет принести пользу и достаточно успешно это делает.
Самые яркие примеры из моего личного опыта - это проект CNFA - несколько лет я сотрудничал с этой структурой по программе "волонтеры в агробизнесе". Суть проекта была в  том, что украинский фермер называет те вопросы в которых он не силен и CNFA подбирает нескольких професисональных консультантов по данному вопросу. Изучив резюме мы выбираем того, кто нам более всего понравился и CNFA оплачивает его приезд (заработную плату волонтеры не получают, их умудряются уговорить делать свою работу в рамках "достиг успеха  сам - сделай доброе дело окружающим").
На удивление, это оказались профессионfлы очень высокого уровня. Многие из них по нескольку месяцев специально готовились к работе с нами, собирая массу материалов - от справочников до видеофильмов.
Хорошую память оставил по себе и "СканАгри" (один из проектов SIDA) , сделавший самый первый (а потому наверное самый важный) шаг в донесении до "широких масс" идеи современных технологий и их преимущества.
Очень успешным оказался и Проект аграрного маркетинга (Land o lakes), один изнемногих, поработавших вначале на грантовых деньгах, а впоследствии превратившийся в успешную коммерческую структуру - на сегодня являющуюся лидером рыночной информации об овощеводстве и плодоводстве.
Работаю такие структуры и сейчас. Например канадская  MEDA специалиируется на сотрудничестве с самыми мелкими фермерами (вплоть до огородников), концентрируясю в основном все таки на технологиях и предложении им идей по новым, нишевым культурам.
Однако по моим наблюдениям, самое главное, чему стоит поучить "самых маленьких" - это умению продавать.
И речь пойдет не о высоком искусстве маркетинга, а о самом элементарном, об этике взаимоотношений продавца с покупателями.
Нет, конечно, Украина не "совок", и открытого хамства от продавцов тут особо не услышишь, но и понимание того, что за свои деньги клиент вправе рассчитывать получить товар без хлопот и без проблем тоже пока есть не  у всех.
Вчера, в воскресенье решил я наделать на зиму томатного сока (всегда делаю его сам, поскольку предпочитаю сок прямого отжима раствору томатной пасты) и поехал за помидорами. В микрорайоне Светлово у нас есть площадка на которой мелкие фермеры (самые мелкие - до 10 га) вывозят свой товар (более крупные работают с сетями, со своими наработанными базами данных перекупшиков или с заводами переработчиками). Торгуют на Светлово с прицепов, но в основном продают в розницу (параллельно выполняя функцию живой рекламы в надежде поймать оптового покупателя). Подошел к одному из них - пареньку лет 20-25, помидоры симпатичные и с виду свежесобранные.



Спросил цену - 3 грн/кг.
 Говорю "окей, мне два ящика нужно". Ответ меня убил наповал :)
- Не, с ящиком мы не даем!
Фантастичекий уровень глупости... Были бы еще ящики какие то особенные - нет, обычные картонные "бананки" изрядно потерпанные.
Я уж молчу на тему того, что я и не пытался поторговаться (все таки 60 кг покупаю а не кулечек, как основаня масса его покупателей, где потерянное время и перевесы на каждом кулечке "съедят" часть цены), цена в 3 грн в любом случае для меня незначительна, не смутило бы меня и добавление цены этой несчастной коробки к общей цене купленного помидора. Но категорическое "не дам" меня просто шокировало.
На всякий случай уточнил - а как я 60 кг помидора тогда заберу? Машина то рядом стоит, но не ссыпать же мне томат насыпом в багажник?
На что услышал классическое :
- я не знаю, но ящики я не дам.
Не стал я мальчику пояснять что много лет в бизнесе я насмерть усвоил, что успех приносит только подход "любой каприз за ваши деньги".
Переехал я за пару километров к рынку в Таврийске и купил точно такой же помидор у другого фермера (постарше). Он взял с меня 30 гривень за тару (1 евро) и поскольку на том рынке машину вплотную не подгонишь - любезно мне дотащил эти ящики до машины.
Вот я и думаю, что произойдет раньше - глупый мальчик разорится и уйдет из бизнеса, или все же научится думать о покупателях и избавлять их от нерешаемых проблем (пусть за дополнительные деньги) ?

Последний раз с подобной тупостью я сталкивался в Никистком ботаническом саду на "балу хризантем", когда собрался купить посадочный материал 30-ти сортов и не смог только потому что весь этот немалый груз надо было ручками самому тащить километр в гору, (машины на территорию не пускали) а на вопрос к продавцу я услышал классическое - "не знаю как вам дотащить, мы услуги доставки не предоставляем".
Но то государственная контора, им традиционно пофигу, а вот в частном бизнесе лучше светловскому овощеводу  поучиться у своего коллеги из Таврийска, чем быстрее, тем лучше.
Может MEDA лучше бы этим обучением занялась?
Tags: агроанализ, маркетинг, овощи
Subscribe

  • Картофельная рассада

    Эта технология выращивания раннего картофеля очень древняя и, на мой взгляд, незаслуженно забытая. Я впервые узнал о ней на случайно мной не…

  • Первый овощ сезона.

    Долгие годы для меня таким первым овощем сезона была редиска. Но это толлько потому, что я тогда еще про спаржу не знал. Ну в теории то знал…

  • Не замерзнем?

    С этим вашим глобальным потеплением, люди начали уже отвыкать от нормальной зимы. Я уходил в армию оссенью 1984-го и первая моя армейская зима…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments